Если предприниматель утратил право на патент, уже уплаченные суммы налога по ПСН не возвращаются, но могут быть зачтены в счёт других налогов. Такое разъяснение дала ФНС в письме от 28.09.2026 № СД-36-3/8565@.
Что изменилось
ФНС подтвердила: при утрате права на применение патентной системы налогообложения (ПСН) сумма, внесённая в счёт уплаты налога по патенту, не возвращается. Но её можно зачесть в счёт уплаты других налогов, если срок уплаты налога по ПСН наступил до даты утраты права.
Это касается ситуаций, когда предприниматель перестал соответствовать условиям применения ПСН, например, превысил лимит доходов или численности сотрудников. В таком случае он считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который был выдан патент.
Кого касается
Разъяснение важно для индивидуальных предпринимателей, которые применяли ПСН и утратили право на неё. Особенно актуально для тех, кто уже внёс платёж по патенту, но не успел использовать его до конца срока действия.
Что проверить
- Дату утраты права на патент и срок уплаты налога по нему.
- Сумму, фактически уплаченную в бюджет по патенту.
- Наличие других налогов, в счёт которых можно зачесть переплату.
Как действовать
- Определите дату утраты права на ПСН. Обычно это дата, когда были нарушены условия применения патента.
- Проверьте, наступил ли срок уплаты налога по патенту до этой даты. Если да — уплаченная сумма не возвращается, но может быть зачтена.
- Подайте заявление о зачёте в налоговый орган. Укажите, в счёт какого налога хотите зачесть сумму.
- Если срок уплаты налога по патенту ещё не наступил на момент утраты права, уточните порядок возврата или зачёта в своей инспекции.
Чек-лист
- Проверьте, не утратили ли вы право на патент.
- Зафиксируйте дату утраты права.
- Сверьте уплаченные суммы по патенту с данными налоговой.
- Определите, наступил ли срок уплаты налога до утраты права.
- Если да — подайте заявление о зачёте в счёт других налогов.
- Если нет — уточните в ИФНС порядок возврата или зачёта.
- Сохраните подтверждающие документы.
Письмо ФНС не является нормативным актом, но отражает позицию ведомства. При возникновении споров ориентируйтесь на Налоговый кодекс и разъяснения Минфина.



